Рубцовск

Поддержать город

Рубцовск в годы войны стал местом эвакуации крупных заводов

Город Рубцовск в годы войны стал местом эвакуации крупных заводов. В октябре 1941 г. сюда прибыл эшелон с оборудованием и работниками Одесского завода им. Октябрьской революции. Строительная площадка под будущий завод сельскохозяйственных машин была отведена на южной окраине города, где находились корпуса недостроенного сахарного завода. На северо-западе г. Рубцовска было решено разместить тракторный завод, эвакуированный из г. Харькова. Здесь возвышались 2 элеваторные вышки и 8 зерноскладов, была подведена железнодорожная ветка. В августе 1942 г. было принято решение о строительстве в г. Рубцовске Алтайского завода тракторного электрооборудования на базе Московского АТЭ-1 и Ленинградского карбюраторного завода.

Таким образом, в городе почти одновременно велось строительство 3 крупных заводов. Маленький степной городок, где большую часть жилищного фонда составлял частный сектор, со скудной материально-технической базой принял большое количество людей, техники и должен был обеспечить организацию производства промышленной продукции для нужд фронта и тыла.

В январе 1942 г. в г. Рубцовск прибыли строители Особой строительно-монтажной части № 15 из Подмосковья с механизмами и оборудованием и организации Гипросредмаш. Для работы на возведении заводов были мобилизованы подростки и женщины из близлежащих деревень, принято решение об увеличении рабочего дня до 10–12 часов, узаконены обязательные сверхурочные работы, отменены отпуска.

Героическими усилиями строительных и специализированных организаций, жителей города, в рекордно короткие сроки были построены сложные водозаборные сооружения, водопровод, цеха, ТЭЦ. 6 ноября 1941 г. первая временная электростанция АСМ дала ток, и завод начал выпуск боеприпасов и саперных лопаток для фронта. 24 августа 1942 г. с конвейера АТЗ сошел 1-й трактор АСХТЗ-НАТИ. 5 июля 1944 г. выпущены первые изделия с маркой АЗТЭ.

Для подготовки кадров из числа женщин и молодежи непризывного возраста руководством города и промышленными предприятиями в 1942 г. были организованы школа ФЗО, тракторный техникум, курсы повышения квалификации, стахановские школы, внедрялось индивидуально-бригадное обучение. Трудясь под девизом: «Все для фронта, все для Победы!», рабочие по своей инициативе увеличивали продолжительность рабочего дня, брали повышенные обязательства, создавали новые формы соревнования. Появились движения «двухсотников», «трехсотников» под лозунгом: «Работать не только за себя, но и за товарища на фронте»; за совмещение профессий под лозунгом: «Каждому рабочему — 2–3 специальности», создавались комсомольско-молодежные бригады. Так, на АТЗ количество этих бригад выросло с 27 в 1943 г. до 190 в 1944 г. 64 из них получили звание «фронтовых». Члены многих бригад через внедрение рациональных предложений переходили на многостаночное обслуживание, меньшим составом выполняя и перевыполняя производственные задания.

Особое внимание в Рубцовске уделялось мероприятиям по режиму экономии материалов, инструментов, электроэнергии. Этот почин родился в паровозном депо Рубцовского железнодорожного узла. В 1941 году там было организовано изготовление большинства запасных частей из местных материалов, началась борьба за экономию паровозного топлива, появились рабочие, выполнявшие нормы на 1000 и более процентов. Этот опыт был распространен и на городских предприятиях. На АТЗ началось изготовление кабин тракторов из дерева, деталей из отходов прессовочного и кузнечного цехов.

С наплывом большого количества населения в городе сложилась трудная обстановка с обеспечением людей продуктами питания. Для эвакуированных единственным источником обеспечения были продовольственные карточки. Поиск местных пищевых ресурсов привел к необходимости развития индивидуального и коллективного огородничества. В 1943 г. под индивидуальными огородами было занято около 2 тыс. га земли, без учета приусадебных участков в черте города.

Промышленные предприятия г. Рубцовска в годы войны оказывали большую помощь сельскому хозяйству: посылали специалистов по ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин, обеспечивали рабочей силой в период уборки урожая. В 1945 г. заводы и транспортные предприятия г. Рубцовска шефствовали над 19 МТС края. Для них было изготовлено запасных частей на 793,8 тыс. руб. Помимо производства основной продукции рубцовчане оказывали помощь фронту путем сбора подарков и теплых вещей для бойцов. Так, в 1941 г. работники железнодорожного узла отказались от получения положенной им теплой одежды и передали ее для фронта.

Заботой и вниманием были окружены в городе раненые бойцы. В г. Рубцовске разместилось 3 эвакуационных госпиталя: 1232, 1319, 2499. Для них были отданы лучшие здания города — клуба мельзавода, школ им. Кирова и Пушкина, педагогического училища. Среди медицинского персонала и жителей развернулось движение доноров.

В течение всей войны рубцовчане проводили сбор средств в фонд обороны страны. В 1944 г. в город пришла телеграмма Сталина, в которой он благодарил коллектив АТЗ за сбор 375 тыс. руб. на строительство орудий для батареи дивизионов «Рубцовский трудящийся» и средств на строительство тракторов для подшефной 56-й гвардейской стрелковой дивизии. Железнодорожники Рубцовска и Барнаула построили на свои средства бронепоезд «Железнодорожник Алтая».

В 1944–1945 гг. на АСМ был налажен выпуск конного 1-корпусного плуга КП-20, прошли испытания первого 5-корпусного плуга 5К-35. Выпущен тысячный трактор АСХТЗ-НАТИ и опытный образец ДТ-54 на АТЗ. Коллектив АЗТЭ приступил к производству карбюратора К-20А. Вошла в строй макаронная фабрика мощностью 2 т продукции в день. При хлебозаводе ОРСа ОСМЧ-15 открылся цех, который ежемесячно выпускал 35 тыс. литров кваса. В магазинах ОРСа АТЗ появились товары ширпотреба: кочерги, сковороды, табуретки, тазы, ведра, чайники, сделанные из отходов производства АТЗ. Начала свою работу швейно-обувная мастерская.

Поддержать город